Гимны на Руси
Вместе с крещением в конце Х в. Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии. Князь Владимир, вернувшись из Корсуни, где по преданию он крестился, привез с собою в Киев вместе со священниками также певцов, которые были славянами. Их прислали русскому князю византийский император и патриарх.
В «Повести временных лет» говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа: «... скажем вместе с Давидом: «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля; пойте Господу, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на день спасение его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо велик Господь и достохвален».
Специалисты утверждают, что в эпоху введения христианства на Руси церковное пение Восточной и Западной церквей отличалось незначительно. Поэтому некоторые гимнические песнопения западных авторов исполнялись на Руси. К ним относится, например, знаменитый гимн «Тебя, Бога, хвалим» («Te Deum») Амвросия Медиоланского. Его пел вместе с соборными певчими Петр I после окончания Северной войны.
Со времени вселенских соборов (IV—VIII вв.) православной церкви в Византийской империи церковное песнотворчество, делится на множество видов с особыми названиями.
Среди этих названий: Богородичные, кондаки, славословия, каноны и др. Каноны составляют самый обширный отдел христианской гимнологии; их писали лучшие гимнологи Восточной церкви — Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Федор Студит.
Все святые русской церкви имеют свои особенные песнопения прославляющие их. Они были сложены по форме аналогичных песнопений греческой церкви и переведены на славянский язык. Из русских церковных песнопевцев особенно известны Кирилл, епископ Мелитопольский (канон и акафист святому Александру Невскому); Антоний, епископ Чебоксарский, ректор Казанской духовной академии (канон и акафист святому Тихону Воронежскому); епископ Афанасий (Сахаров), владыка Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский и др.
О том как обучали пению дополнительных сведений не осталось. Церковные песни пели не только в церкви, но и на полях сражений. В «Сказании о Мамаевом побоище» сообщается, как собирал Димитрий Донской уцелевших воинов после Куликовской битвы: «Храбрые же витязи, достаточно испытав оружие свое над погаными татарами, со всех сторон бредут на трубный звук. Шли весело, ликуя, песни пели: те пели богородичные, другие — мученические, иные же — псалмы, — все христианские песни. Каждый воин идет, радуясь, на звук трубы».
Летописи сообщают прежде всего о военной музыке. Святослава в походе на Болгарию сопровождали «бубны, трубы и сопелки». У князя Юрия Долгорукого было 30 знамен (воинских единиц), труб и бубнов — 140. В Липицкой битве 1216 г. новгородцы выставили в поле 60 труб, а владимиро-суздальцы — 40 труб и 40 бубнов.
В XVI—XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Русском государстве появляется особая разновидность гимнов — торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется — патриотические, лирические, «виватные», они становятся светскими.
В период создания единого Русского государства московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор «государевых певчих дьяков». Он пел в 1479 г. (год освящения Успенского собора в Кремле). В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.
Во время правления царя Алексея в царском селе Преображенском немецкими, специально выписанными из Германии комедиантами представлен был в первый раз «Навуходоносор, или как царица Юдифь царю Алаферну голову отсекла». Русский текст «Навуходоносора» написал Симеон Полоцкий.
Представления, дававшиеся в царских палатах – духовные оперы, или «оратории» на библейские темы. Текст в большинстве случаев сочинял Симеон Полоцкий. В 1675 г. исполнялась, например, мистерия «Страсти Иисуса».
Известно, что музыка не входила в число любимых занятий Петра Великого. Однако сохранились известия, что он певал басовые партии в церковном хоре.
В эпоху Петра I получают распространение «виватные канты», прославляющие царя и «молодую Россию»: «Виват, Россия, именем преславна», «Возвеселисе, Россия, правоверная страна», «Радуйся, российский Орле двоеглавый» — эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, созданием военных знамен нового образца, массовым награждением памятными медалями солдат и офицеров, патриотическими фейерверками.
Какую же музыку исполняли петровские оркестры? Кроме виватных кантов, гимнические произведения «старого времени» типа общеевропейского псалмового гимна «Тебя, Бога, хвалим!».
С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов.
|