Гимны религиозные
Понятие религиозного гимна для нашего мышления несколько чуждо. Потому что, если религиозное, то это псалом, а все остальное – вражеское наследие. Однако, например, в английском языке слово гимн трактуется именно как религиозный текст, который поется в течение службы в англиканской церкви. Общий контекст смысла сохраняется – это хвалебная песнь.
Сегодня гимны это церковная музыка (на Западе), особенно в английской церкви, которые исполняются во время утренних и вечерних богослужений. Гимны могут быть простыми или торжественными. Некоторые из них даже включены в церемонию коронации. Слова выбраны из Священного Писания, иногда из литургии, а музыка у них более разнообразна, чем у привычных нашему уху псалмов. Несмотря на то, что гимны англиканской церкви аналогичны мотетам (песнопениям) римо-католической и лютеранской церкви, хотя бы потому что они пишутся для тренированного хора, а не для прихожан, своим зарождением и развитием эта музыкальная форма обязана именно Англии.
Ранние гимны были простыми и однотонными по звучанию, с той целью, что слова должны быть четко слышны. Позднее, в шестнадцатом веке, появился стихотворный гимн с пассажами для вокального соло, перемежающегося с пассажами для хора. Он стал доминирующей формой во время периода Реставрации, когда композиторы, такие как Генри Парцелл и Джон Блоу писали свои произведения для королевского церковного хора в сопровождении оркестра. В девятнадцатом веке Сэмюэль Себастьян Уесли написал гимны, на которые повлияли современные ему оратории. Они могли растягиваться на несколько действий и длиться до двадцати минут, а то и более. Позднее, в том же столетии Чарльз Вильерс Стэнфорд составил примеры с использованием симфонических техник для того, чтобы получить более объединенное звучание. С того времени многие гимны производились по этой схеме. Чаще всего, композиторами выступали органисты, а не профессиональные сочинители, и все они поддерживали консервативный стиль. Крупные композиторы сочиняли гимны только по спецзаказу и на особые мероприятия.
Нарушая правило, что в Англии гимны должны были быть написаны только на английском, произведения из латинского репертуара существенно расширили звуковую палитру.
|